Галерея

Кто такие «сутяги» и для чего они нужны (рос. версия)

Мир не всегда такой, каким его видит и воспринимает тот или иной человек собственными глазами или другими своими ощущениями. Часто то, что одни, воспринимая по-своему, считают «черным», на самом деле является «белым» или наоборот. Возьмем, например, «сутяг».

Кто же это такие…

Словом «сутяга» в межличностных разговорах (быту) чиновники разных государственных органов и органов самоуправления характеризуют лицо, которое постоянно чем-то (на взгляд таких чиновников!) недовольное и активно использует собственное право жаловаться (пишет жалобы по определенным вопросам в разные органы).

Кое что о списках сутяг

В отдельных органах даже есть списки таких граждан (списки сутяг). Их составление ничем не предусмотрено и они не формализованы. Очень часто это изложенный в бумажной или электронной форме список имен лиц, которые чаще всего обращаются с жалобами к определенным органам власти. Но часто это и не списки, а просто фамилии таких лиц (сутяг), которые запечатлелись в памяти тех чиновников, к которым они обращались с определенными вопросами. На практике, такие списки старшие коллеги обычно используют для того, чтобы объяснить своим младшим товарищам (новым работникам), с какими людьми им при подготовке ответов на обращения или в процессе личного общения следует быть крайне «внимательными» и «осторожными». Например, потому что «сутяга» запишет разговор на диктофон и будет такую запись демонстрировать публично, представителям правоохранительных органов, или же он, в ответ на откровенно бессмысленный ответ на его обращение, сразу будет жаловаться во «все инстанции».

О нелюбви к «сутягам»

Обычно чиновники в прямом смысле не благосклонны к «сутягам». И это понятно, ведь из-за их у клерков возникает множество дополнительных хлопот. Например, приходится перечитывать обращения таких недовольных граждан и готовить на них ответы (а это дополнительная работа, которую никто не любит!), объяснять руководству, по каким причинам на них такие люди жалуются или их критикуют в СМИ и т.д.

О причинах конфликтов

Причины могут быть разные: от личного не восприятия того, кто обращается тем к кому он обращаются или же наоборот, и к обычному нежеланию клерка разобраться и помочь человеку в ситуации, по которой он обратился к нему. Часто причиной раздражения со стороны лица или гражданина, который к нему обратился, может быть, манера поведения или речи (например, слишком тихий или слишком громкий голос), жесты в процессе общения, стиль одежды, запах изо рта или что др. Но и часто, причиной раздражения со стороны чиновника или человека, который к нему обратился, может быть и то, что клерк не пытается помочь. Например, потому, что ему решение данного вопроса, с которым к нему обратилось лицо, невыгодно (такое у нас тоже бывает!).

Действительно, и люди, которые обращаются в органы власти, бывают разные. Есть даже такие, которые специально провоцируют клерков и пытаются их разозлить. Их еще называют энергетическими вампирами. От этого никто не застрахован!

В то же время… так как чиновник является представителем государства или территориальной общины, то он не должен учитывать собственное предвзятое отношение к конкретному человеку, а обязан профессионально выполнять свои обязанности. Хотя на практике только мудрые и опытные морально устойчивые люди способны в таких ситуациях, когда их раздражает человек, сдерживать собственные эмоции и вопреки предвзятому отношению к такому человеку помогать ему. Это профессионалы, которые не забывают, что, кроме того, что они являются людьми, то они еще и являются представителями государства (или общины) и на них возложены определенные обязанности, за выполнение которых им выплачивается заработная плата. И их заработок им выплачивается, по сути, за счет налогоплательщиков. Поэтому и такие «сутяги» на самом деле являются работодателями современных клерков.

К главному!

«Сутяг» можна воспринимать по-разному. Например, чиновники их не воспринимают, а иногда и ненавидят. Хотя, бывает, что отдельные клерки используют их в собственных целях. Как пример, всем известно, что у контролирующих органов есть свои «системы показателей». И часто именно благодаря «сутягам» чиновники таких органов находят основания и проводят проверки определенных субъектов, что позволяет им выполнять «планы» … а значит – получать премии.

В то же время общественные активисты (представители общественных организаций, благотворительных фондов) и политики (представители политических партий, отдельные активные депутаты) наоборот, в основном, положительно относятся к «сутягам». Это потому, что именно благодаря активным гражданам, которые не желают мириться с нарушениями своих прав, правозащитникам, аналитикам негосударственных аналитических центров, журналистам, политическим деятелям и т.д. удается находить те проблемы общества, которые мешают людям. В этом случаи имеются в виду проблемы, которые требуют немедленного решения. На профессиональном жаргоне их обозначают как «задачи».

Представителям государственного сектора (органов власти и местного самоуправления) следует уже понять, что на себя власть (в лице чиновников) никогда объективно со стороны взглянуть не сможет. Как пример, во всем цивилизованном мире правительства многих стран пользуются услугами негосударственных аналитических центров. Именно эксперты таких и подобных им учреждений и предоставляют свои выводы и рекомендации по тем или иным вопросам профессиональным политикам, органам власти или самоуправления. И именно благодаря дальнейшему анализу, изучению и обработке обнаруженных проблем происходят изменения, которые улучшают жизнь простых людей.

Пример с прошлого

На мой взгляд, именно благодаря тому, что когда-то в древности один «сутяга», который на плечах носил из леса хворост, чтобы разжечь костер (например, для приготовления пищи), пожаловался самому себе или другому …, впоследствии он … или тот другой (которому он пожаловался) придумал «колесо» …. И именно после этого ему и всем остальным (в т.ч. будущим поколениям) стало легче перемещать хворост из леса к собственному дому. Ведь у какой телеги нет колес?! Такова природа человека: что-то меняется тогда, когда кто-то чем-то недоволен.

Пример из собственного опыта работы

В далеких 2006-2007 годах я оказывал помощь клиенту, который был недоволен взаимоотношениями с местным ЖЭКом (ЖКП). Он жаловался, что не понимает, за что платит деньги коммунальному предприятию, предоставляются ли ему услуги за такие деньги в полном объеме и т.д. В то время местные органы власти отвечали на его неоднократные обращение только формальными «отписками». Когда же он обратился за помощью в приемную нашей общественной организации (Ровенский КИУ), то нам с коллегами удалось понять суть проблемы. А заключалась она в простом: согласно договору между мужчиной и ЖКП к такому договору коммунальщики этому мужчине должны были предоставить приложения, в которых бы четко было указано структуру тарифов, периодичность и сроки выполнения работ. То есть, сколько копеек с общей уплачиваемой им в месяц суммы средств за услуги ЖКП идет в счет оплаты каждого из подвида услуг (например, сколько за уничтожение грызунов в подвале дома, сколько на приобретение материалов для текущего ремонта окон в подъезде, сколько на оплату труда уборщицы подъезда), с какой периодичностью и в какие сроки в подъезде должна проводить уборку уборщица. Однако таких приложений мужчине не было предоставлено. Это лишало его возможности самостоятельно контролировать – предоставляется та или иная услуга или нет. То есть выплачиваемые им средства используются по целевому назначению, или же нет. Не стану вдаваться в детали, а лишь расскажу результат …

Юристы нашей организации тогда (по этому делу) мужчине оказали помощь в подготовке иска в суд с требованиями, чтобы суд обязал ЖКП предоставить ему такие приложения к договору. И вот … в суде выяснилось, что таких приложений не существует, потому что они не утверждены (как того требовало законодательство!) решением органа местного самоуправления. После этого были иски к власти, чтобы ее побудить утвердить следующие документы. Как результат, после длительных судебных тяжб (в т.ч. выигранных в суде дел) и обращения общественной организации к местной власти, на уровне г. Ровно было издано в 2009 году распоряжение градоначальника № 720-р. Конечно, оно полностью не решило проблему в целом, но все же урегулировало существующий в то время пробел в правовом регулировании вопроса доступа потребителей услуг ЖКП к информации о выполнении ими своих обязанностей. То, как этим воспользовались потребители – вопрос иного уровня (это уже вопрос пассивности граждан, который подлежит отдельному анализу). Но в этой ситуации все же удалось сделать важный шаг по созданию инструмента, который бы позволял каждому потребителю контролировать оказание услуг ЖКП. Хотя поначалу никто на уровне местных чиновников и не воспринимал такие идеи открытости, которые отстаивал “сутяга” при помощи Ривненского отделения общественной организации Комитета избирателей  Украины…

Действительно, на сегодня вышеупомянутый документ (№720-р) заменен другим. Но суть ключевая («мораль сей сказки») от этого не меняется: именно благодаря «сутягам» происходит прогресс. Поскольку только благодаря настойчивости и высокому внутреннему ощущению справедливости в сердцах и душах этих людей (“сутяг”), желанию не мириться с несправедливостью, в каждой стране в различных сферах жизни происходят положительные изменения. Главное не бояться делать первый шаг! Ведь «колесо» не сразу стало «телегой», «BMW», или др.

Advertisements

Залишити відповідь

Заповніть поля нижче або авторизуйтесь клікнувши по іконці

Лого WordPress.com

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис WordPress.com. Log Out / Змінити )

Twitter picture

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Twitter. Log Out / Змінити )

Facebook photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Facebook. Log Out / Змінити )

Google+ photo

Ви коментуєте, використовуючи свій обліковий запис Google+. Log Out / Змінити )

З’єднання з %s